курс в записи 5 вебинаров
Курс

Социальная антропология: главные открытия

18+

Социальную антропологию (науку об эволюции общества) не преподают в школах — и очень жаль! Но если бы ее преподавали, то что должен был бы знать широкий круг людей? Этот курс о том, как стремление понять людей из других культур ведет к пониманию себя, как изучение древних мифологий связано с Голливудом, и почему, чтобы бороться с наркоторговцами, надо знать их ритуалы. Поговорим о пяти известных открытиях в антропологии, которые связаны с мифами, ритуалами, деньгами и символическими границами. Привычные вещи откроются в новом свете.

Спикеры курса

Александра Архипова*

Социальный антрополог, фольклорист, приглашенный профессор Университета Ecole Normale Superieure, Париж, Франция. Ведет телеграм-канал (Не)занимательная антропология. Один из авторов книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР». *признана иностранным агентом

Как всё проходит

курс в записи 5 вебинаров

Получите доступ к платформе hello.stradarium

Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.

Пользуйтесь записью и доп. материалами

Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции.

Задавайте вопросы куратору

Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует.

Чему научитесь

Поймете, как в разных культурах, в том числе нашей, устроены ритуалы, объединяющие людей и мифологические представления, объясняющие мир.

Познакомитесь с классическими антропологическими исследованиями, изменившими мир.

Узнаете о социальных законах, которые действуют в самых разных человеческих сообществах, а в придачу получите прекрасный набор веселых баек для общения на шашлыках.

Программа

Все относительно — открытие социального релятивизма

Антропологи едут к далеким народам и изучают чуждые европейцам ценности, чтобы понять, что не существует единых нравственных законов. Представление о норме оказывается уникальным для каждой культуры (это и называется социальный релятивизм). Это открытие приводит к неожиданным изменениям внутри европейской культуры, меняет отношение к мигрантам, привычным социальным институтам и даже к сексу.

Расскажи мне твой миф, и я скажу кто ты

В школе нас учили, что мифы возникают случайным образом, когда первобытные невежественные люди пытались объяснить непонятные им явления природы. Но только ли дело в этом? Почему мифологические истории из разных концов мира так похожи? Что такого важного есть в мифах, что люди воспроизводят их снова и снова. Почему мифология не умерла с появлением науки?

Колдовство и коррупция: как на самом деле работает магическое мышление

Нельзя убить соседа, пронзив иголкой сердце похожей на него куклы. С этим согласятся все. Но почему тогда магическое мышление до сих пор существует? Зачем оно нужно обществу? Зачем маркетологи и экономисты на полном серьезе изучают «законы» магии? И как устроена связь колдовства с коррупцией? Поговорим о книге Э. Эванс-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), испытаем на себе действенность магических заклинаний.

Дарообмен: как не оказаться съеденными чужаками, а превратить их в добрых соседей?

Многие из вас знают слова «обмыть» и «проставиться». Мы обмываем удачное приобретение, чувствуем необходимость поделиться с окружающими своей удачей и сгладить неловкость от возникшего неравенства. Тем самым мы вовлекаемся в дарообмен. Социальный механизм дарообмена глубоко архаичен и повсеместно распространен. Откуда у нас это стремление?

Как ритуалы делают из людей единое общество

Как правило, человек сначала замечает песчинку в глазах другого, а только потом — бревно в глазу у себя. Антропологи долго изучали экзотические ритуалы далеких племен, а потом обнаружили, что любое сообщество создает множество обрядов. Но почему люди нуждаются в коллективных ритуалах? Откуда берется подростковая инициация? Почему обряды инициации такие жестокие? Обсуждаем книги: • Ардольда ван Геннера «Обряды перехода» (1909) • Виктора Тернера «Структура и антиструктура» (1965)