Секреты малой прозы:
от древних греков до наших дней
Читать можно по-разному — быстро и поверхностно, выхватывая лишь самый очевидный слой, или медленно и глубоко, погружаясь в детали и «выжимая» из текста максимум. Оба режима чтения имеют свои достоинства и недостатки. Но если первым так или иначе владеют все, то второй требует специальных навыков — именно им и посвящен наш курс.
Спикеры курса

Галина Юзефович
Литературный критик, преподаватель. Ведущая подкастов «Книжный базар» и «Закладка», ютуб-канала «Юзефович»
Галина Юзефович, автор и ведущая ридинг-группы:
Короткие тексты — рассказы, новеллы, очерки — не любят издатели, и стать настоящим писателем, не опубликовав ни одного романа, невозможно. Короткий текст написать может каждый — на то он и короткий. Но так ли это на самом деле? Порой именно малая форма требует от писателя наивысшего мастерства. В истории литературы бывали периоды, когда писатель мог — и даже должен был — начинать свою карьеру с рассказов. Некоторые жанры лучше всего чувствуют себя в компактном формате. И, наконец, именно в коротких текстах достигается максимальная концентрация образов, идей и тенденций, разбирать которые ничуть не менее интересно, чем те, что заключены в текстах объемных.

Как всё проходит
Встречи 1 раз в неделю
3 лекционных и 9 семинарских встреч. Обсуждение предварительно прочитанных текстов. Можно задавать вопросы, дискутировать, делиться мнениями.
Все проходит онлайн в Zoom
Встреча длится 80–100 минут. Если не успеваете на встречу, не переживайте, запись появится в вашем личном кабинете на следующий день. Доступ к записям постоянный.
Чат
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между встречами, задавать вопросы лектору и общаться с единомышленниками.
Чему научитесь
Видеть в тексте разные смысловые слои, считывать культурные аллюзии и параллели
Отделять эмоциональную оценку текста от его анализа
Анализировать структуру текста и различать лежащие в ее основе модели сторителлинга
Различать в прочитанном литературные и общекультурные аллюзии
Понимать целеполагание, идеи и ключевые тезисы автора
Понимать место произведения в культуре и литературе, оценивать его влияние на последующие художественные течения
Встречи по вторникам 04.11.2025—03.02.2026 в 19:30 по Москве

Темы лекционных встреч
Лекция 1. Малая форма в античности: рассказ до идеи рассказа
Лекция 2. Новелла эпохи Возрождения
Лекция 3. Романтизм и «новеллистическая реформа»: рассказ встает на коммерческие рельсы
Список чтения для семинарских встреч
Геродот. Книга 1 («Клио»). Параграфы 6-130.: на стыке истории и волшебной сказки
Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы». Рассказ о Мелибее: рассказ как руководство для политика
Джованни Бокаччо. «Декамерон». Новелла о Гризельде: превратности любви и гендерное неравноправие
Мигель де Сервантес. «Назидательные новеллы». «Цыганочка»: кровь не водица
Проспер Мериме. «Двойная ошибка»: притяжение далекого и любовь как трагикомедия.
Оноре де Бальзак. «Неведомый шедевр»: у рассказа появляется разомкнутый финал
Ги де Мопассан. «Ожерелье»: изобретение твиста
Сомерсет Моэм. «Человек со шрамом»: твист на пике формы
Амброз Бирс. «Бой в ущелье Коултера», «Случай на мосту через Совиный ручей». Твист идет на войну
Джозеф Конрад. «Фрейя Семи островов»: романтизм возвращается
Роберт Луис Стивенсон. «Сатанинская бутылка»: рассказ снова встречается со сказкой
Акутагава Рюноскэ. «В чаще»: все версии правильные
Роберт Шекли. «Па-де-Труа шеф-повара, официанта и клиента»: три взгляда на одно событие
Сколько текстов обсуждается на одном семинаре?
Не каждый текст соответствует отдельному семинару: иногда несколько текстов объединяются в одну встречу, а где-то за встречу разберем только один рассказ.
Как долго будут доступны вебинары в записи?
Доступ к записям постоянный.
Возможно купить одну встречу?
Курс продается только целиком, потому что он подготовлен как цельный продукт. Материалы курса связаны между собой, и в встречах могут быть отсылки к предыдущим или будущим темам.