Небоскребы Средневековья:
как строили и разрушали готические соборы
Войдя в собор Сен-Пьер во французском городе Бове, мы тотчас же задираем голову, и она начинает кружиться. Высота его сводов достигает 48,5 метров, и под ними поместился бы современный 16-этажный дом. На протяжении столетий готические соборы с их острыми шпилями были самыми высокими строениями в мире. В судьбе этих масштабных храмов, настоящих небоскребов Средневековья, сплетаются архитектурные прорывы, богословские метафоры, эстетические революции, политические амбиции и гражданские конфликты. Соборы строили, перестраивали, а порой разрушали — вплоть до XXI века. История готических строек не закончилась со Средневековьем и помогает лучше прочесть карты многих современных городов.
Спикеры курса

Михаил Майзульс
Магистр Высшей школы социальных наук (Париж), медиевист, научный сотрудник РГГУ, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье», автор исследования «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», выпущенного издательством «Альпина НФ». Автор и спикер курсов «С нами Босх? Художник в саду интерпретаций», «Иероним и лев. Как читать средневековые изображения»

Как всё проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Чему научитесь
Отличать неф от трансепта, контрфорс — от трифория, а нервюру — от аркбутана и ориентироваться в храмах, которые сложены из этих элементов
По-новому смотреть на центры европейских городов, видеть в современной топографии отпечаток Средневековья или следы борьбы с ним
Находить в архитектуре XIX–XXI вв. заимствования из готики и понимать, как формы, оставшиеся от далеких эпох, продолжают жить и переосмысляться

Программа

Выше, шире, светлее: технические прорывы готики
Готический храм, с его высокими сводами, ажурными башнями и огромными витражными окнами, не похож на своих раннехристианских или романских предшественников. Он взлетает ввысь благодаря архитектурным и инженерным новациям, с которых нужно начать рассказ. Стрельчатая арка, нервюрный свод, аркбутаны и контрфорсы — слова, без которых нам не понять, как устроены и почему до сих пор не рухнули средневековые каменные гиганты.
Как построить собор
Возводя главные храмы епархий, епископы или городские коммуны не только славили Бога, но и соперничали друг с другом. Некоторые стройки истощали казну, приводили к восстаниям горожан и затягивались на века. Как было организовано строительство? Сколько на него уходило средств? Каким образом извлекали и транспортировали такие объемы камня? Как соборы служили крепостями и страдали от войн? И чем средневековые «масоны» отличаются от их (самозваных) последователей?
Город в городе
Собор не только высотная доминанта средневекового города, но и центр особого церковного квартала. Епископский дворец, клуатр, дома каноников, школа, больница, странноприимный дом, тюрьма — часто огороженные стеной с воротами. Собор — средоточие духовной власти, но одновременно политический и экономический центр. В его стенах или под его стенами не только молятся, но и судят, учатся и торгуют. Как живет этот город в городе и как обнаружить его следы в планировке современных улиц?
Готические Палестины
Как парижский Нотр-Дам оказался в Иерусалиме времен Христа, а древний Иерусалимский храм стал похож на христианский собор? На многих средневековых изображениях сюжеты из античной или библейской истории разыгрывались в современных для той эпохи готических декорациях. Поговорим о силе воображения и логике анахронизма — (намеренного) смешения времен.
Готика после готики
Рассказ о готических храмах не может закончиться на Средневековье. Слово «готика» — это бранный эпитет, придуманный в эпоху Ренессанса. Несмотря на осуждение грубого германского стиля, многие средневековые «небоскребы» достраивали уже в Новое время. А рядом с ними возводили неоготические строения, в том числе настоящие небоскребы. Как реабилитация готики была связана с рождением современного национализма? Почему ее считали «своей» и светские модернисты, и религиозные традиционалисты?