курс в записи 7 лекций
Курс

Плохой хороший человек

Визуальная культура в СССР

Советское общество развивалось настолько динамично, что критики не успевали его описывать и как правило могли только обозначить проблемные зоны, многие из которых не проработаны до сих пор. Современная российская культура то противопоставляет себя советской, то хочет видеть в ней основной и чуть ли не единственный ресурс для дальнейшего развития. Насколько продуктивен этот взгляд в современной ситуации? Системный анализ советской культуры позволит увидеть как ее перспективы, так и тупики.

Спикеры курса

Кирилл Светляков

Историк искусства, куратор выставок, кандидат искусствоведения. Работает в Государственной Третьяковской галерее. Специалист по искусству Нового и Новейшего времени, сейчас занимается проблематикой позднесоветского искусства в контексте глобальных процессов. Автор и спикер курса «Плохой хороший человек: визуальная культура в СССР (1940–1990).

Как всё проходит

курс в записи 7 лекций

Получите доступ к платформе hello.stradarium

Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.

Пользуйтесь записью и доп. материалами

Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции.

Задавайте вопросы куратору

Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует.

Чему научитесь

Восприятие культурных феноменов в широком контексте политических, социальных и экономических проблем

Навыки анализа художественных произведений и через них ​​— исторических процессов.

Понимание ценностей в современной культуре.

Программа

Введение. Советская цивилизация — ее динамика, ценности и культурные феномены. Преемственность и конфликты поколений

Советская цивилизация изначально формировалась как альтернатива буржуазно-капиталистической западной цивилизации. Какие ценности включала в себе такая альтернатива, и насколько она учитывала потребности и вкусы массовой аудитории, к которой была обращена? Вопрос синхронизации процессов в советской и западной индустриальной культуре.

Сталинский ампир — последняя попытка большого стиля

Характер художественного производства в период после Великой отечественной войны, Дворцовая культура, пущенная на конвейер. Изменчивое отношение к сталинскому ампиру от поколения к поколению.

Эпоха Оттепели как финальная стадия большой эпохи модернизма

Возникновение приватности и попытка вписать ее коллективный опыт. Экскурс в историю героев позднесоветского периода. Всепроникающая модернистская эстетика в диапазоне от архитектуры до прикладного искусства и анимации. Оппозиции китча и авангарда — подлинные и мнимые.

Застой, почему часы замедлили свой ход?

Неразрешимые вопросы оттепели в эпоху застоя. Симптомы постмодернизма к неофициальной и официальной советской культуре. Ретроспективизм в сочетании с установкой на прогресс и отказа от прогрессистской концепции линейного времени.

Застой, Ренессанс, маньеризм?

Проблема элитарного и массового в западной индустриальной культуре и феномен массовой аристократизации советского человека. Разнообразие эстетических опытов в период с конца 1960-х до начала 1980-х и причины этого разнообразия. Феномен коллекционирования всего и вся.

Перестройка в культуре – массовизация постмодерна

«Праздник непослушания» и популярность неформалов. «Галлюцинация у власти» и отказ от проекта Просвещения. Феномен «чернухи» — его социально — психологические причины. Переписывание истории и запрос на авангард в сочетании с запросом на традицию.

Постсоветский человек – какой он?

Попытка антропологического описания следующего большого периода российской культуры от начала 1990-х до наших дней. Смерть и новое рождение автора в постмодерне и современности.