Фэнтези:
от Ведьмака до АрагорнаФэнтези — это не только и не столько жанр массовой культуры, а многоуровневый философский нарратив, высокий эскапизм и зеркало нашей реальности. Более того, это отличный повод поговорить о диалоге культур, постмодернизме и противостоянии ему.
Спикеры курса
Мария Штейнман
исследователь жанра фэнтези, в 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Поэтика английской иносказательной прозы ХХ века: Дж.Р. Р. Толкиен и К.С. Льюис». Автор многочисленных открытых лекций, посвященных творчеству Толкина, Клайва Льюиса, Чарльза Уильямса, Дж. Мартина, Дж. Роулинг, А. Сапковского и др. Играет и исследует мир «Ведьмака»
Как всё проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции.
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует.
Чему научитесь
Определять структурные элементы фэнтези, типологию героев и организацию пространства и времени в контексте мифа, сказки и рыцарского романа.
Понимать смыслы и сквозные сюжеты, объединяющие группу Инклинги (Дж.Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Ч. Уильямс, О. Барфилд).
Различать вторичный мир и вторичную веру, а также определять разновидности эскапизма.
Программа
Не только Толкин: истоки и предпосылки жанра
Предыстория фэнтези: от мифа к сказке, от рыцарского романа к готическому. Понятие квеста и его трансформация. Толкин и его эссе «О волшебных историях» как основа жанра. «Сильмариллион» как пересказ Книги Бытия и торжество построения вторичной реальности. Литературный круг «Инклингов»: сходство и различие между творчеством Толкина, Льюиса, Ч. Уильямса и О. Барфилда. Философия творчества Инклингов.
Мистическое фэнтези Чарльза Уильямса
Загадка «третьего Инклинга»: жизнь и творчество Уильямса. Философия ордена Золотой зари и ее отражение в романе «Старшие Арканы». Символика карт Таро. Тема поисков святого Грааля в романе «Война в небесах». Влияние Г. К. Честертона на сюжеты и смыслы романов. Христианские черты и современные смыслы в текстах Уильямса.
«Дзен-буддистское фэнтези» У. Ле Гуин. Влияние Толкина на цикл о Земноморье
Трилогия «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана» и «На последнем берегу»: философия имени, трансформация образа дракона. Сочетание дзен-буддизма и юнгианской психологии. Попытка адаптации: Горо Мияздаки и «Сказание о Земноморье». 28 лет спустя: роман «Техану», повесть «На иных ветрах» и сборник «Сказания Земноморья».
Фэнтези и благие знамения
Творчество Терри Пратчетта и Нила Геймана. Концепция «Плоского мира» Терри Пратчетта и юмористическое фэнтези. Цикл Пратчетта о ведьмах и Тиффани: ключевые смыслы и концепции. «Благие знамения»: опровержение жанра или его трансформация. Сюжетная адаптация в одноименном сериале: плюсы, минусы и провалы. «Американские боги» Нила Геймана: попытка пересадить фэнтези на другой континент. «Песочный человек»: от графического романа к сериалу.
Геральт из Ривии и его цифровые приключения
«Ведьмак» А. Сапковского как польское фэнтези. Полемика Сапковского с европейской традицией жанра. Логика сборников «Последнее желание» и «Меч предназначения». Тема судьбы, предопределения и свободы воли в романах. СD Projekt Red и феномен игрового «Ведьмака»: сюжетное расширение, ставшее каноном. Сходство и отличия от книжной саги. Специфика ключевых образов. Netflix: как сериал борется с логикой.