5 разговоров
о БиблииБиблия — это «перекресток» важнейших литературных и религиозных традиций нашей цивилизации: здесь встречаются древний Ближний Восток и античность, иудаизм и христианство. На примере пяти избранных тем мы увидим и прочувствуем все многообразие и разноголосицу библейской традиции, ее историческую динамику, диалогизм и парадоксальность.
Спикеры курса
Михаил Селезнев
филолог-библеист, доктор филологических наук, профессор Института классического востока и античности ВШЭ, руководитель образовательной программы «Библеистика и история древнего Израиля» ВШЭ. В 1991—2010 гг. — ключевой переводчик и главный редактор нового перевода Ветхого Завета (вышел в свет в 2011 г. в Российском Библейском Обществе).
Как всё проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции.
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует.
Чему научитесь
Видеть за «швами» и противоречиями библейского текста диалог разных традиций и эпох.
Понимать, чем мир Библии похож на религиозный мир соседних народов, а в чем отличен.
Вслушиваться в проповедь Иисуса, как они изложена в евангелиях, и задуматься над ее парадоксами.
Программа
Начало Бытия: творение мира
Библия начинается рассказом о творении мира. Точнее, двумя рассказами, которые, отчасти противореча, отчасти дополняя друг друга, задают всей последующей истории мира как бы «двойное освещение». Мы поговорим о структуре этих рассказов, об их внутренней логике, о параллелях, которые есть в мире древнего Ближнего Востока, а также об интерпретации этих рассказов в последующих религиозных традициях.
История праотцев: контрасты и краски библейского повествования
Мы вспомним историю библейских праотцев, от Адама до Моисея, и поговорим о том, как непривычная для нас смесь жанров — нарратив, генеалогия, ритуальные предписания, поэзия — делает чтение Ветхого Завета столь трудным для нас, но зато и придает ему неповторимый шарм. За различными рассказами Пятикнижия перед нами встанут разные традиции, разные авторы, разные видения мира.
Страдающая древность: жертвоприношение Исаака
Крупнейшие мыслители Европы обращались с ужасом или восхищением к истории о том, как Авраам собирался принести собственного сына в жертву Богу. Но для человека того времени поразительным было скорее не то, что Авраам собрался принести сына в жертву Богу, — а то, что Бог эту жертву не стал принимать. Какую функцию выполняет эта история в Библии? Как вообще осмысляет Библия проблему человеческого страдания?
Становление монотеизма: Бог Библии и боги древнего Востока
В чем суть библейского монотеизма? Чем отличается религиозный мир Библии от религиозного мира соседних народов древнего Востока? Как, несмотря на многочисленные редактуры, библейский текст донес до нас память об архаическом образе божества и о постепенном становлении монотеизма в библейской традиции?
Христианство: конец религии?
Современная библеистика видит множество черт преемственности и сходства между учением Иисуса и иудаизмом эпохи Второго Храма. Но столь же явственно выступают и моменты контраста между проповедью Иисуса и иудейской религией. Более того, многие религиоведы и философы религии говорят даже не о контрасте между проповедью Иисуса и иудейской религией времен Иисуса, а о контрасте между проповедью Иисуса и религией как таковой: «Христианство как конец религии». Что означает такая формулировка? Насколько она оправдана?