курс в записи 6 лекций
Курс

Бог в деталях.

Рождение классической живописи

Почему человек в разные эпохи берется за карандаш, перо или кисть? Чем живопись отличается от других видов искусства - скульптуры и архитектуры? Как именно она выражает горести и радости, страхи и надежды своего времени? Как правильно сегодня смотреть на произведение так, чтобы выстроить диалог с тем, что мы видим в первый раз, что нам неинтересно или даже неприятно? И как в увидеть в картине отражение нас самих 500, 1000 или 2000 лет назад? Мы попробуем ответить на эти вопросы на примере двух сотен памятников, созданных в Европе за последние две с половиной тысячи лет. Мы будем говорить как об общепризнанных шедеврах, так и об известных лишь специалистам вазах, иконах, витражах, полотнах. Тем самым мы познакомимся со всеми основными видами живописи, сформировавшими искусство Европы.

Спикеры курса

Олег Воскобойников

PhD Высшей школы социальных наук (Париж), ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, медиевист, историк искусства, сооснователь и научный руководитель Страдариума

Как всё проходит

курс в записи 6 лекций

Получите доступ к платформе hello.stradarium

Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.

Пользуйтесь записью и доп. материалами

Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции

Задавайте вопросы куратору

Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует

Чему научитесь

Понимать язык европейской живописи различных эпох: Античности, Средневековья и раннего Нового времени.

Различать сюжеты, анализировать композицию, расшифровывать смыслы, заложенные в картины их создателями и заказчиками.

Правильно подбирать слова для разговора о произведениях, созданных между VIII веком до н.э. и XVII столетием.

Программа

Не боги горшки обжигают. Античная живопись

Лекция посвящена, во-первых, основным этапам развития и выразительным средствам греческой вазописи, во-вторых, монументальной живописи греко-римского мира рубежа эр, известной нам, прежде всего, по раскопкам Помпей и нескольких других городов.

Небесный Иерусалим на грешной земле. Рождение христианской живописи

Мы раскроем особенности радикальной смены задач и приемов живописцев при переходе от Античности к Средневековью, от язычества — к христианству. Затем мы увидим, как христианская иконография утвердилась по всей Европе и дала рождение новым видам живописи: книжной миниатюре, иконе, храмовой декорации.

Верить и видеть: живопись позднего Средневековья

Мы увидим, как изменение картины мира человека XIII—XV вв. привело к кардинальным изменениям в технике и целях живописи. Готический собор с его витражами принял эстафету у древних базилик и мозаики, дав жизнь величайшему достижению Средневековью — витражу. Мы рассмотрим оба типа витража — нарративного и типологического, а также новый тип религиозной живописи — алтарный образ.

Радужные перспективы: живопись Возрождения

«Революция» во Флоренции 1430 года или закономерное развитие техник и стилей? Что такое прямая перспектива и насколько она пряма? Другие формы построения трехмерного пространства на плоскости. Философский, космологический и религиозный смысл великих композиций эпохи Возрождения.

Микрокосмос и макрокосмос: образ человека в искусстве Возрождения

Рождение европейского индивидуализма, открытие мира и человека, отражение этого процесса в некоторых жанрах живописи. Лицо, маска и портрет: попробуем по-новому взглянуть на историю классического жанра. Кризис Ренессанса, религиозные войны и проблема Брейгеля.

Акмэ классической живописи: маньеризм, барокко, классицизм

В заключительной лекции мы рассмотрим все основные достижения великих мастеров конца XVI—XVII вв., сравним их с не менее значимыми произведениями эпохи Возрождения, найдем как сходства, преемственность, так и новшества, обеспечившие живописи полную независимость и сделавшие ее самостоятельной участницей общего духовного развития человека Нового времени — нашего непосредственного предшественника.