Бог в деталях.
5 разговоров об искусстве
Какие вопросы задавать произведениям искусства? Где искать ответы? Мы покажем несколько нетривиальных ракурсов, под которыми можно и нужно рассматривать, описывать и анализировать произведения искусства. Вы узнаете, как находить связь между конкретным памятником, историей человека и его духовных исканий от древности до ХХ века.
Спикеры курса

Олег Воскобойников
PhD Высшей школы социальных наук (Париж), ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, медиевист, историк искусства, сооснователь и научный руководитель Страдариума

Как всё проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Видеозапись лекции, саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Чему научитесь
Смотреть на памятники искусства различных масштабов, техник, эпох, самостоятельно их выбирать.
Описывать и анализировать произведения искусства в профессиональных категориях искусствоведения, но с учетом историко-культурного контекста.
Видеть за произведениями не только то, что изображено, но и то, что остается «за кадром» или за рамой - исторического Человека.

Программа

Что такое шедевр?
В лекции мы поговорим о том, как исторически складывались сегодняшние представления о “шедевре”. На примере “Герники” Пабло Пикассо мы научимся не только (и не столько) восхищаться картиной, восхищения безусловно заслуживающей, но и узнаем, почему и как конкретное произведение вообще обретает исключительный статус.
История тела
Главным действующим лицом в истории искусства на протяжении тысячелетий был человек. В европейской культуре открытие тела в искусстве резонно приписывают грекам, а следующие две с половиной тысячи лет развития считают комментарием на заданную тему. Это во многом верно, но это — далеко не все. В лекции речь пойдет как раз о многом из того, что остается за границами канона.
Против искусства: аниконизм, иконоборчество и вандализм
В любой культуре есть свои иконы, следовательно, есть и иконопочитание, но есть и иконофобия и иконоборчество. Это связано с самой природой искусства: это не только воплощенная красота, но и предмет пререканий и повод к раздорам, настоящий вестник и проводник социальных конфликтов. Есть, наконец, великие цивилизации, которые принципиально отказались от антропоморфных изображений в значимых для них ситуациях и дискурсах, предпочли аниконизм. О различных формах этого противостояния изобразительному искусству пойдет речь в этой лекции.
Город как произведение искусства
Поговорим о городах. Наш главный вопрос - можно ли считать целый город произведением искусства? И если да, то чьим? Если да, то как на него смотреть? Какие вопросы задавать? Как сохранить? Мы рассмотрим под разными ракурсами города далекого прошлого и современные, европейские и китайские. Такая непривычная смена оптики, от крупного плана к панораме, позволит нам поразмышлять над некоторыми ключевыми вопросами эстетики и истории искусства.
Лабиринты ХХ века
Что говорит нам “Черный квадрат” и изображает ли он что-либо вообще? Какое отношение манхэттенский небоскреб или железобетонная конструкция имеют к Зодчеству? Почему я должен медитировать над приколоченными к листу фанеры ношеными ботинками, старой шиной и обрывками мешковины? Что осталось от Красоты, от Образа, от Идеи, от Стиля? В лекции будет предложен ряд отправных точек, с которых можно начинать изучение этой эпохи.